Статистика |
|
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 | |
|
Главная » 2012 » Май » 5 » ПОЛОЖЕНИЕ
|
ПОЛОЖЕНИЕ об оценке достижения планируемых результатов в начальной школе МБОУ СОШ №11 1. Общее положение 1.1 Данное положение разработано в соответствии с законом РФ «Об образовании», и в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Уставом общеобразовательного учреждения МОУ СОШ № 11. 1.2 Целями данного Положения являются: применение новой системы оценивания достижений обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, использование критериального подхода к системе оценки достижений планируемых результатов обучающихся 1.3. В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. 1.4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования. 1.5. Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. 2. Основные элементы системы оценки планируемых результатов освоения программы начального образования 2.1. При оценке результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования основным объектом оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения основной образовательной программы, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» для каждой учебной программы. 2.2. Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования выступают планируемые результаты, составляющие содержание блока «Выпускник научится» для каждой учебной программы. 2.3. В соответствии с Требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки выпускников с чётко регламентированным инструментарием. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной (анонимной) информации о достигаемых обучающимися образовательных результатах. 2.4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. 2.5. Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» междисциплинарной программы, формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в основной образовательной программе, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока: • самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности; • смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва; • морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки: • сформированное внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению, ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания; • сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей; • сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех; • сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей: • знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы. В планируемых результатах, описывающих эту группу, отсутствует блок «Выпускник научится». Это означает, что личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. 2.6. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» междисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарной программы «Чтение. Работа с текстом». Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана. Это обусловливает ряд требований не только к содержанию и форме организации учебного процесса, но и к содержанию, критериям, методам и процедурам оценки. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося указанных выше регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся: • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач; • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям; • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. В итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий. 2.7. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана. Система предметных знаний — важнейшая составляющая предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов. К опорным знаниям относятся прежде всего основополагающие элементы научного знания (как общенаучные, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры), лежащие в основе современной научной картины мира: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы. На ступени начального общего образования к опорной системе знаний отнесён прежде всего понятийный аппарат (или «язык») учебных предметов, освоение которого позволяет учителю и обучающимся эффективно продвигаться в изучении предмета. Опорная система знаний определяется с учётом их значимости для решения основных задач образования на данной ступени, опорного характера изучаемого материала для последующего обучения, а также с учётом принципа реалистичности, потенциальной возможности их достижения большинством обучающихся. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний, умений, учебных действий, которые, во-первых, принципиально необходимы для успешного обучения и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе могут быть достигнуты подавляющим большинством детей. Действия с предметным содержанием (или предметные действия) — вторая важная составляющая предметных результатов. В основе многих предметных действий лежат те же универсальные учебные действия, прежде всего познавательные: использование знаково-символических средств; моделирование; сравнение, группировка и классификация объектов; действия анализа, синтеза и обобщения; установление связей (в том числе причинно-следственных) и аналогий; поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т. д. Однако на разных предметах эти действия выполняются с разными объектами, например: с числами и математическими выражениями; со звуками и буквами, словами, словосочетаниями и предложениями; с высказываниями и текстами; с объектами живой и неживой природы; с музыкальными и художественными произведениями и т. п. Поэтому при всей общности подходов и алгоритмов выполнения действий сам состав формируемых и отрабатываемых действий носит специфическую «предметную» окраску. Поэтому, в частности, различен и вклад разных учебных предметов в становление и формирование отдельных универсальных учебных действий. Так, например, неоценим вклад технологии в становление и формирование регулятивных учебных действий. Совокупность же всех учебных предметов обеспечивает возможность формирования всех универсальных учебных действий при условии, что образовательный процесс ориентирован на достижение планируемых результатов. Оценка предметных результатов может проводиться как в ходе неперсонифицированных процедур с целью оценки эффективности деятельности системы образования и образовательного учреждения, так и в ходе персонифицированных процедур с целью итоговой оценки результатов учебной деятельности обучающихся на начальной ступени общего образования. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, например, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. 2.8. На персонифицированную итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности или невозможности продолжения обучения на следующей ступени общего образования, выносятся только предметные, и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального образования. Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, 2.9. На начальной ступени общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение обучающимися опорной системы знаний по русскому, родному языкам и математике и овладение следующими метапредметными действиями: • речевыми, среди которых следует выделить навыки осознанного чтения и работы с информацией, а также • коммуникативными, необходимыми для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 3. Формы и методы оценки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС НОО 3.1. В связи с переходом на ФГОС НОО второго поколения оценка личностных, метапредметных, предметных результатов образования обучающихся начальных классов МОУ СОШ №11 осуществляется с использованием комплексного подхода. Это не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретенного учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Педагог сводит все данные диагностик в простые таблицы образовательных результатов. Все помещаемые в таблицах оценки и отметки являются необходимым условием для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученика в том, что ему необходимо на данном этапе его развития. 3.2. Аттестационные материалы на базовом и повышенном уровнях для оценки метапредметных и предметных результатов (письменные контрольные задания, тесты, тематика рефератов, презентаций) и форма проведения промежуточной и итоговой аттестации разрабатываются и определяются педагогами начальных классов МОУ СОШ №11. 3.3. Материалы для оценки личностных результатов разрабатываются педагогом – психологом школы. 3.4. В соответствии с ФГОС меняется инструментарий – формы и методы оценки. За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка. 4. Оценка предметных результатов 3.1. Содержательный контроль и оценка знаний и умений учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми. 3.2. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются: - стартовые проверочные работы; - тестовые диагностические работы; - текущие проверочные работы; - разноуровневые контрольные работы; - «портфолио» ученика; - Итоговая комплексная работа 3.2.1. Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также наметить «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организовать коррекционную работу в зоне актуальных знаний. Результаты стартовой работы фиксируются учителем в классном журнале. 3.2.2. Тестовая диагностическая работа (на входе и выходе) включает в себя задания, направленные на проверку состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи. Результаты данной работы фиксируются у учащихся в дневниках, а также учителем в классном журнале. 3.2.3. Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач. Результаты проверочной работы заносятся учителем в классный журнал и дневники учащихся. 3.2.4. Разноуровневые контрольные работы проводятся по окончанию изучения разделов, тем и предоставляет ученику право выбора заданий с учетом его индивидуальности. Результаты проверочной работы заносятся учителем в классный журнал. 3.2.5. Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает все основные темы учебного периода. Задания рассчитаны на проверку предметных и метапредметных результатов. Работа может проводиться в несколько этапов. Результаты проверки фиксируются в классном журнале и в дневниках учащихся. 4. Ведение документации. 4.1. По каждому предмету составляется рабочая программа на год, которая является основой планирования педагогической деятельности учителя. 4.2.. Классный журнал является главным документом учителя. Классный журнал заполняется в соответствии с рабочей программой. Отметки выставляются со 2 класса по всем предметам. 4.3. Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются следующим образом: ОценкаТекущий материалПройденный материал «5»- за работу, в которой нет ошибок, и есть не более одного недочета- отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему материалу «4»- за работу, в которой допущено 1-3 ошибки или 4-6 недочетов- не более 2 ошибок или 4 недочетов «3»- не более 6 ошибок или 10 недочетов- не более 5 ошибок или не более 8 недочетов «2»- более 6 ошибок или 10 недочетов- более 5 ошибок или более 8 недочетов 4.4. Тестовые работы по учебным предметам оцениваются следующим образом: сначала оценивается выполнение всех предложенных заданий, определяется сумма баллов, набранная учащимися по всем заданиям, и переводится в процентное отношение к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу. Количественные результаты проверки фиксируются учителем в классном журнале и дневниках учащихся 4.5. Оценивание письменных работ. 4.5.1. Сущность оценки «за общее впечатление от письменной работы» состоит в определении отношения к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформление и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится. Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки (например, 5/3): за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). Снижение оценки «за общее впечатление от работы» допускается, если: - в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений; - работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки. Данная позиция учителя по оценочной деятельности позволяет более объективно оценивать результаты обучения и «развести» ответы на вопросы «чего достиг ученик в освоении предметных знаний?» и «каково его прилежание и старание?». 4.6. Оценивание письменных творческих работ. 4.6.1. При проверке творческих работ во 2-4 классах выводятся две оценки: в числителе ставится оценка за содержание и речевое оформление, в знаменателе – за грамотность. 4.6.2. Критерии оценки творческих работ (изложение, сочинение). По содержанию и речевому оформлению: ОценкаКритерии оценкиДопускается «5»- за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), логически последовательное раскрытие темы (сочинение);- не более 1 речевой неточности; - 1-2 исправления - отсутствие фактических ошибок; - богатство словаря; - правильное речевое оформление; - отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок (учитываются ошибки на изученные правила) «4»- правильно, достаточно полно (без искажения) передан авторский текст (изложение), раскрыта тема (сочинение), но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; - отдельные речевые неточности- не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста; - не более 2 орфографических и 1 пунктуационной ошибки; - 1-2 исправления «3»- допущены некоторые отклонения от авторского текста (изложение), отклонение от темы (сочинение);- не более 5 недочетов в содержании и построении текста; - допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей в построении 2-3 предложений;- 3-5 орфографических ошибок в содержании и построении текста; - 1-2 исправления - беден словарь; - имеются речевые неточности «2»- работа не соответствует теме (сочинение), имеются значительные отступления от авторского текста (изложение);- более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста; - допущено много фактических неточностей;- 6 и более орфографических и 3-4 пунктуационных ошибки; - нарушена последовательность изложения мыслей;- 3-5 исправлений - отсутствует связь между частями текста; - беден словарь Критерии оценки за грамотность остаются такие же, как при оценке за контрольный материал. При оценке содержания и речевого оформления следует учитывать следующие наиболее типичные недочеты: -несоответствие теме, искажение содержания исходного текста (изложения); - внесение лишних фактов, частей, отсутствие связи между частями текста, неудачный порядок следования предложений в тексте, слов в предложении; - неоправданное повторение одного и того же слова, употребление слова в несвойственном ему значении. 4.6. Для коррекции своей работы учитель 1 раз в год проводит анализ своей педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности учащихся, учитывая следующие данные: - динамику развития учащихся за учебный период. - уровень усвоения учащимися знаний и умений по основным темам (по результатам тестовых диагностических работ, разноуровневых контрольных работ); - процент учащихся, способных применять сформированные умения и навыки в нестандартных ситуациях (по результатам проверочных работ); - уровень сформированности учебной деятельности учащихся (в сравнении с предыдущим годом); - сведения о выполнении программы с указанием успехов и возникших трудностей (на основании рабочей программы учителя по каждому предмету, классного журнала); - выводы о причинах проблем, неудач и предложения по их преодолению. 5. «Портфель достижений» (портфолио) как главное средство накопления информации об образовательных результатах ученика. 5.1. «Портфель достижений ученика» - это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учеба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития. 5.2. Работа по организации и ведению «Портфолио» 5.2.1. В 1 классе педагоги совместно с психологом изучают психологические, физические, творческие, учебные возможности учащихся, выбирают форму портфолио. 5.2.2. Во 2 классе проводится разъяснительная работа с родителями. Объясняется важность и нужность данной работы, знакомство с целями, задачами и преимущество портфолио. Предлагается структура портфолио. 5.2.3. 3 класс - это второй этап работы над портфолио. Главная задача - развить навыки целеполагания и рефлексии. Первоначальные навыки работы с портфолио. 5.2.4. В 4 классе самостоятельное пополнение портфолио. 5.3. Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен ученик. Учитель же раз в год пополняет лишь небольшую обязательную часть(после окончания учебного года), а в остальном обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно». 5.4. Предлагаемая структура портфолио: - Титульный лист. - Визитка. Этот раздел предназначен для представления информации об ученике - авторе портфолио, который имеет возможность представить себя любым доступным способом. Это может быть эссе, фотография и т.п. Раздел должен отображать особенности личности автора портфолио, может включать записи о нем других людей, характеристику, сертификаты, краткая история успехов. - Учебные достижения учащегося по предметам. По каждому учебному предмету организуется раздел портфолио, в котором находятся: - график продвижения достижений по всем учебным предметам (заполняется учеником совместно с родителем в произвольной форме). - проверочные работы и другие виды работ, которые ученик хочет сохранить; - участие в олимпиадах и конкурсах по учебным предметам. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учеником результат (таблица). - Учебно – исследовательская деятельность Данный блок даёт широкое представление о динамике учебно - познавательной и исследовательской активности ученика и содержит направленности его интересов. Качественная характеристика этого блока представляет собой собрание различных исследовательских и проектных работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебно - познавательной и исследовательской активности: участие в научных конференциях, конкурсах и т.д. Примерный вариант записей в блоке: – Проектные работы. Указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте. – Исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п. – Техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание и т.д. - Общественно – творческая деятельность. Этот блок даёт представление о динамике внеучебной творческой активности ученика, направленности его интересов. Это собрание достижений ученика в спорте, различных видах искусства, а также описание основных форм и направлений общественно - организационной активности. Примерный вариант записей в блоке: - Работы по искусству. Даётся перечень работ, фиксируется участие в выставках. – Другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре; указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах. – Занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных курсах; указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты. – Участие в творческих конкурсах; указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учеником результат. – Спортивные достижения; Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда. - Оценки окружающих и самооценка достигнутых результатов. В этом разделе могут быть представляются отзывы на творческие работы, исследовательские и другие проекты, характеристики, а также самоотчет ученика. |
Просмотров: 527 |
Добавил: Гулунова
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
новости минпросвещения РФ
|