Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования ( ООП НОО) Основная образовательная программа начального общего образования моу сош№11 разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичностии мировоззрения.
Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
• центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
• развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Задачи начального общего образования:
1. Формирование у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности.
2. Овладение обучающимися в соответствии с возра¬стными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, худо¬жественной); умением адаптироваться к окружающей при-родной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье.
3. Формирование знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению; развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенные обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалогакультур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;
• ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Основная образовательная программа образовательного учреждения содержит следующие разделы:
• пояснительную записку;
• планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
• учебный план образовательного учреждения;
• программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
•рабочие программы отдельных учебных предметов,
• программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
• программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
• систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.
Основная образовательная программа предусматривает:
• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;
• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия. Информационная справка МОУ СОШ № 11 п.Каменномостский Адрес школы: Республика Адыгея, Майкопский район, п.Каменномостский, ул. Гагарина 38 «А» ,телефон 5 – 33 – 79. 01.09.2009 года создан филиал, расположенный в п. Победа, ул. Родниковая 1,где обучается 6 человек начальной школы. Детей 5 – 9 классов подвозят в п. Каменномостский в МОУ СОШ № 11. В настоящее время в школе обучается 123 ученика. Учредитель:Управление образования администрации МО «Майкопский район». Школа имеет лицензию серия А № 222079 от 07.12.2006 года.
Лицевой счет 03 76 3004380.
Директор : Гулунова Людмила Рейновна - работает в данной школе с 1987 года.
Зам.директора по УВР : Шевченко Светлана Михайловна - с 1987 года. Зам.директора по ВР : Гавришова Ольга Вадимовна - с 2010 года.
Зам.директора по ИКТ – Каюкова Елена Ивановна
Количество учителей в школе : 22.
По категориям: высшая - 6 первая - 2 вторая - 10.
В школе работает Д/ГО « Импульс».
Начальная школа Среднее звено Старшее звено 1 кл. – 12 человек 5 кл – 9 человек 10 кл. – 7 чел 2 кл. - 9 чел. 6 кл .—14 чел. 11 кл. -8 чел. 3 кл. - 13 чел 7 кл. –13 чел 4 кл. - 8 чел 8 кл. - 9 чел Фил. 1 - 4 кл. – 6 человек 9 кл. – 15 чел. Итого : 48 человек 60 чел.
Всего обучается 123 человека. Отличников - 11 человек. Хорошистов - 52 человека. Качество обучения по школе составляет 50 %. Успеваемость – 98 %. Результаты предметных олимпиад и конкурсов за 2010 - 2011 уч.год Русский язык - Меликова Арина -11 класс - 1 место. Русский язык /республика/ - Меликова Арина - 1 место. Русский язык - Волобуева Екатерина - 10 класс – 3 место Право – Кушу Ирина – 9 класс – 2 место Экономика – Петрыкина Диана - 11 класс – 3 место. Обществознание – Зимовнов Владимир - 7 класс – 3 место Математика – Зимовнов Владимир – 7 класс – 3 место. Биология - Жудова Ольга – 7 класс – 2 место. МХК – Марчихина Татьяна - 11 класс – 3 место. Молодежный чемпионат по английскому языку - Меликова Арина - 11 класс – 1 место в районе , 1 место в Адыгее. Конкурс (эссе) «Мой Кавказ через 10 лет» - Петрыкина Диана – 11 класс – 1 место. Межпредметная олимпиада начальных классов – Швецова Анастасия – 2 место. Конкурс «Портфолио» - Двурядко Дмитрий – 3 класс -1 место. Конкурс рисунков -,посвященный Дню Матери – Фоменко Маргарита – 2 класс - 1 место. Кондратенко Данил – 6 класс – 3 место. Спортивные достижения: Д/футбол – 2 место в районе. Футбол – 5 место. л/атлетический кросс – 5 место. Шахматы мальчики – 3 место. Настольный теннис мальчики – 5 место Волейбол мальчики – 2 место. Л/атлетика – 4 место. Общее место в районной спартакиаде – 5 Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. В школе имеется необходимый для учебного процесса материальный комплекс: кабинеты начального обучения, ИКТ, музыки, спортивный зал, библиотека. Материальная база учебных кабинетов начальной школы удовлетворительная. Идет постепенное обновление мебели, оборудования, наглядных пособий, модернизация средств обучения. Все кабинеты школы соответствуют санитарным нормам и нормам техники безопасности. Копировальная техника и компьютеры позволяют школе обеспечивать учебный процесс методической поддержкой, развивать и применять авторские педагогические технологии. Выход в сеть интернет в компьютерном классе. Интерактивная доска в кабинете математики. Школьная библиотека располагает достаточным фондом учебников, учебных пособий, художественной и методической литературы. Организована подписка на педагогическую периодику. В школе функционирует оборудованный обеденный зал, где учащиеся получают горячее питание. В школе поддерживается соответствующий нормативным требованиям санитарно-гигиенический режим. Условия реализации образовательной программы в соответствии со спецификой ОУ, соответствие СанПиН. Организационно-педагогические условия: - режим 5-дневной рабочей недели при соблюдении валеологических требований к организации учебного процесса: учебный план и расписание уроков составлены в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, не допускают перегрузки учащихся; - организация занятий; в одну смену - продолжительность уроков 35-40 минут; - наполняемость классов 10-15 человек; - основная форма организации обучения – классно-урочная; - учебный год начинается 1 сентября, заканчивается – 30 мая (в 1 классе – 25 мая), - продолжительность учебного года 34 недели, в 1 классе – 33 недели; - учебный год разбит на 4 четверти; - продолжительность каникул в течение учебного года – 30 дней; - дополнительные каникулы в 1 классе – в феврале; - последняя учебная неделя отводится на проведение аттестации. Начало занятий в 8-00,. После третьего урока организована перемена, продолжительностью 30 минут для обеда учащихся и учителей.. . |