Пятница, 03.05.2024, 19:03
МБОУ" ОЦ №11 Майкопского района " п.Каменномостский РЕСПУБЛИКА АДЫГЕЯ
Приветствую Вас Гость | RSS
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [6]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 65
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Объяснительная записка по теме «Эффективные педагогические технологии в преподавании школьного курса ОБЖ» учителя МБОУ СОШ № 11 Грачева С.С.

«Эффективные педагогические технологии в преподавании школьного курса ОБЖ» учителя МБОУ СОШ № 11 Грачева С.С.

Поиск путей совершенствования системы образования в современной школе заставляет модернизировать как содержание образования и обучения, так и технологии образовательного процесса. Разработка новых методов и приемов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, применение принципиально новых средств обучения открывает возможности для внедрения современныхобразовательных и научных разработок в области педагогики и психологии в новые технологии обучения.

Традиционные методы образовательного процесса, ориентированные на подачу готовых знаний, отработку умений и навыков, конечно, значимы, но не позволяют современным школьникам ориентироваться в больших потоках информации. Они способствуют, как правило, выработке стереотипного поведения и главным образом ориентированы на запоминание и сохранение материала в памяти. Поэтому они уже не удовлетворяют современным требованиям, постепенно уходят в прошлое.

Наилучшие результаты для решения проблемы качественного образования можно получить только при наличии активной позиции учащихся в учебном процессе. В этой связи в учебной деятельности актуальным становится применение новых подходов к организации учебного процесса и современных технологий как методов обучения.

Урок ОБЖ, построенный на современных технологиях позволяет сформировать у школьников не только глубокие знания, но и умения самостоятельно добывать знания, использовать их в различных ситуациях, накапливать опыт решения проблем, развить у учащихся познавательные, интеллектуальные, эмоционально-волевые и физические умения.

Современные технологии используются сегодня как педагогическая деятельность учителя по созданию учимся оптимальных условий на уроках ОБЖ для развития и самореализации потенциальных возможностей, способности к самообразованию и саморазвитию обучающихся, формированию безопасного типа поведения и отношения к здоровому образу жизни.

Учитель, приходя сегодня на урок, наверняка задает сегодня такие вопросы: «Как обычный урок сделать необычным? Как представить материал интересным и понятным детям? Как с современными детьми говорить на современном языке?» В решении этих вопросов, на мой взгляд, имеют большое практическое значение образовательные технологии, которые позволяют формировать и развивать предметные и учебные знания и умения в процессе активной разноуровневой познавательной деятельности обучающихся в условиях эмоционально- комфортной атмосферы, развивать положительную мотивацию к учению, приводя к достаточной результативности обучающихся по предмету.

В своей работе предпочтение отдаю следующим технологиям:

  • Технология проблемного диалога;
  • Игровые технологии;
  • Технологии интегрированного обучения;
  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Проектная и исследовательская деятельность;
  • Информационно-коммуникационные технологии;
  • Технология интеграции;
  • Технология витагенного образования.

1. Реализация технологии проблемно-диалогического обучения на уроках ОБЖ.

Мощным источником мотивации познавательной деятельности школьников, активизирующим и направляющим их мышление, является создание проблемных ситуаций в обучении использование в работе проблемно-диалогической технологии, обеспечивающей творческое усвоение знаний. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-нибудь понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Мы можем определить проблемно-диалогическое обучение как тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем.

В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопрос для исследования. Следовательно, поставить учебную проблему, значит, помочь ученикам самим сформулировать либо тему для урока, либо вопрос для исследования.

Существует три основных метода постановки учебной проблемы:

1.Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Учитель создает проблемную ситуацию, затем произносит специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы.

2.Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые пошагово подводят учащихся к формулированию темы. На этапе поиска решения учитель выстраивает логическую цепочку к новому заданию. Суть подводящего диалога заключатся в том. Что в процессе последовательного выполнения заданий и ответов на вопросы учащиеся приходят к формулированию темы урока и выведению нового задания.

3.Сообщение темы с мотивирующим приемом. Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из мотивирующих приемов. Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперименты или наглядности. Второй прием «актуальность состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.

2. Использование игровых технологий позволяет развивать познавательный интерес к предмету. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуации, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Наибольшей популярностью среди учащихся в ходе изучения предмета ОБЖ пользуются игровые технологии, которые способствуют активизации и интенсификации учебного процесса.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект и познавательную активность ребенка.

  • I группа – предметные игры, как манипуляции с предметами. На уроках ОБЖ изучение правил дорожного движения может происходить в игровой форме с использованием дорожных знаков, регулировочного жезла, светофора..
  • II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. В сюжетной игре учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. На уроках ОБЖ могут быть использованы интеллектуальные игры: «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Спасатели», «Путешествие», они способствуют углублению, закреплению учебного материала.
  • III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, так называемые – дидактические. Дидактические игры составлены по принципу самообучения, то есть так, что они сами направляют учеников на овладевание знаниями и умениями. К ним относятся развивающие игры – кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады и т. д. Дидактические игры вызывают у школьников живой интерес к предмету, позволяют развивать индивидуальные способности ученика, воспитывают познавательную активность.
  • IV группа игр – строительные, трудовые, поисковые, конструкторские, спасательные. Часто в урок ОБЖ вводится деловая игра. Примером таких игр являются игры-путешествия. Они, как и сюжетные игры, способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи изучаемых ситуаций. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач.
  • V группа игр – интеллектуальные игры – игры-упражнения, игры-треннинги. Они основаны на соревновании и поэтому ярко показывают школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную и творческую активность.

Таким образом, использование игровых технологий в процессе обучения и воспитания способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развитию мышления, творческой деятельности, обеспечивает комфортный психологический микроклимат, эмоциональную удовлетворенность всех участников игры.

3. Технология интегрированного обучения.

Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире. Обучающиеся часто не видят взаимосвязи между отдельными школьными предметами, а без нее невозможно понять суть многих явлений в природе. На интегрированных уроках рассматриваются многоаспектные объекты, которые являются предметом изучения различных учебных дисциплин.

Интеграция позволяет формировать новый интерактивный способ мышления современного ученика. На интегрированном уроке обучающиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний , используя информацию из разных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной отрасли в другую. В результате достигается целостное восприятие действительности, как необходимой предпосылки естественнонаучного мировоззрения. Именно на этих уроках, в большей мере, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной.

4. Здоровьесберегающие технологии.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Система обучения и воспитания способна подготовить личность к преодолению отрицательно окрашенных сторон реальной жизни, значительно уменьшить влияние негативных факторов на жизнедеятельность личности и реализовать это через передачу подрастающему поколению интеллектуального, нравственного, практического опыта; через формирование разумных потребностей обучающихся; через развитие у школьников духовности.

Школьный курс предмета ОБЖ играет большую роль в реализации целей здоровьесберегающих технологий. Кроме того, одним из главных направлений здоровьесбережения является создание благоприятного психологического климата на уроках и повышения интереса к предмету. В связи с этим во время урока чередуются различные виды учебной деятельности, большое значение уделяется эмоциональному микроклимату, созданию ситуации успеха. Сохранение здоровья и повышение адаптивных свойств организма обучающихся очень важная задача образовательного процесса.

5. Технология проектной и исследовательской деятельности.

Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель и задачи проектной деятельности учащихся. Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу.

Проектно-исследовательская технология – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, интегрирующей в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методы и средства обучения.

Используя данную технологию на уроках ОБЖ, учащиеся сами ставят цели и задачи проекта, разыскивают необходимую информацию в разных источниках.

Продуктом проектной деятельности могут являться: ситуационные задачи, плакаты с призывами к ЗОЖ, буклеты по профилактике вредных привычек, видеоролики, пропагандирующие здоровый образ жизни; видеоролики о вреде курения, алкоголя; презентация о правильном питании и о вреде пагубных привычек; инструкции по правилам поведения при ЧС мирного и военного времени.

6. Информационные и коммуникационные технологии.

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время учителя и ученика. Он позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Таким образом, использование компьютера - это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.

6. Технология интеграции.

Термин «интеграция», означающий «объединение, соединение, суммирование», в педагогических технологиях применяется в нескольких значениях:

  • с позиции системного подхода интеграция – система систем, результат систематизации высокого порядка;
  • с позиции гносеологического подхода интеграция – это способ и процесс формирования многомерной и полифонической картины мира, основанный на сопряжении различных способов и форм постижения действительности; это процесс становления целостности – единого качества на основе многих других качеств; принцип осуществления образовательного процесса, основанный на взаимном дополнении разных форм постижения действительности;
  • с позиции герменевтического подхода интеграция – это принцип, который проявляется в преобразовании всех компонентов образовательной системы в направлении объединения, обобщения, разработки интегративных образовательных программ, учебных курсов, мероприятий, получение интегративных результатов образования и т.д.

Интегрированные уроки по ОБЖ, могут проводиться на внутрипредметной, межпредметной и межсистемной интеграции: объединенные двух-, трех- и четырехпредметные, уроки в форме соревнований и игр, уроки творчества, уроки с имитацией публичных форм общения (пресс-конференция, аукцион, дискуссия, диспут, устный журнал и т.д.).

7. Технология витагенного образования

Технология витагенного образования включает в себя витагенное обучение, основанное на актуализации жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях (автор - Белкин Август Соломонович – академик АПСН и МАПО, заслуженный деятель науки, доктор педагогических наук). При этом опыт жизни – это витагенная информация, не прожитая человеком, связанная лишь с его осведомленностью о тех или иных сторонах жизни и деятельности, но не имеющая для него достаточной ценности; жизненный опыт – витагенная информация, ставшая достоянием личности, отраженная в резервах долговременной памяти и находящаяся в состоянии постоянной готовности к актуализации в адекватных условиях.

Целевые приоритеты технологии витагенного образования направлены на воспитание у подрастающего поколения жизнеспособности, формирование готовности к самосохранению путем самодисциплины и мобилизации личностных сил, формирование многоплановых навыков адаптации к современной жизни.

Концептуальные положения технологии витагенного образования отражены в следующих позициях:

  • Исходным основанием процесса обучения следует считать человеческую жизнь.
  • В образовательном процессе необходимо широко использовать богатейший набор составляющих жизнедеятельности ребенка, подростка для решения педагогических задач.
  • Совместную деятельность участников учебного процесса следует выстраивать на основе субъект-субъектного взаимодействия – сотрудничества.
  • Главный путь превращения образовательных знаний в ценности необходимо осуществлять с опорой на жизненный опыт личности.
  • Использовать голографический подход – объемное овладение знаниями, обеспечивающее реализацию витагенного образования в процессе сотрудничества.

При осуществлении образовательного процесса по курсу ОБЖ педагогу необходимо способствовать переводу витагенной информации в жизненный опыт для того, чтобы обучающийся мог предвидеть опасности, по возможности избегать их, при необходимости – действовать, используя:

  • витагенную проекцию – витагенную информацию учащихся, востребованную учителем в процессе обучения для подготовки к изложению нового знания (источники витагенной информации – СМИ; научно-популярная и художественная литература; произведения искусства; общение, различные виды деятельности);
  • конструирующую проекцию – информацию, идущую от любого дополнительного источника: витагенный опыт других людей, научные данные, встречи со специалистами науки, культуры, спорта, медицины и здравоохранения и др.;
  • дидактическую проекцию – научную информацию, идущую от учителя, использующего витагенную информацию учащихся.

Переход витагенной информации в жизненный опыт происходит посредством смены следующих стадий:

  • первичное восприятие (недифференцированное) витагенной информации;
  • оценочно-фильтрующая; личность способна определять значимость полученной информации в филогенезе и онтогенезе, т.е. с позиций личностной значимости;
  • установочная; личность стихийно или осмысленно создает установку на запоминание информации на конкретный период.

Успешность превращения витагенной информации в ценности образования обеспечивается соблюдением пяти условий:

1.Ценностным отношением к знанию.

2.Ценностным отношением к незнанию.

3.Формированием представлений о многомерности образовательного процесса.

4.Использованием личностного подхода.

5.Опорой на подсознание личности, что представляет собой прежде всего творчество и фантазию учащегося в самых разных проявлениях.

При реализации технологии витагенного образования, автор рекомендует использовать приемы голографического мышления:

• Прием ретроспективного анализа жизненного опыта с раскрытием его

связей в образовательном процессе. «Что было бы, если...».

• Прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся. Прежде чем учащиеся получат необходимый запас образовательных (научных) знаний, необходимо выяснить, каким запасом знаний на уровне обыденного сознания они обладают.

• Прием опережающей проекции преподавания. Образовательная информация должна накладываться на витагенную, придавая ей опережающее научное объяснение.

• Прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели. Особенно эффективен, когда необходимо актуализировать не столько витагенные знания, сколько творческий потенциал личности, потребность в самореализации. «Я предлагаю вам идею— незаконченное произведение... Дополните и закончите его на основе своего жизненного опыта».

• Прием временной, пространственной, содержательной синхронизации

образовательных проекций. Дидактический материал излагается раскрытием временных, пространственных, содержательных связей между фактами, событиями, явлениями, процессами.

• Прием витагенных аналогий в образовательных проекциях. «В жизни нет ничего такого, чего бы ещё не было».

• Прием витагенного одухотворения объектов живой и неживой природы. Необходимо «очеловечить» объекты живой и неживой природы, приписывая им человеческие качества, мотивы действия.

• Технология творческого синтеза образовательных проекций. Образовательный объект знания должен быть представлен в проекциях голографии творчески преобразованным, интегрированным.

• Технология творческого моделирования идеальных образовательных объектов. Термин «идеальная» означает умозрительный, отключённый от реалий жизни проект, иллюстрирующий главную идею автора: «Если бы я был ….. министром здравоохранения, губернатором, президентом..».

В заключение необходимо отметить, что оптимальное сочетание технологий обучения, научность, проблемность, системность, ясность изложения и активизация мышления учащихся, доказательность и аргументированность суждений, учет особенностей аудитории, сочетание теории и практики, сочетание логики изложения с творческой импровизацией, использование дидактических материалов и технических средств являются основой успешной педагогической деятельности современного учителя.

Эффективные педагогические технологии в преподавании школьного курса ОБЖ( презентация)

Категория: Мои статьи | Добавил: Гулунова (07.02.2017)
Просмотров: 1120 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
новости минпросвещения РФ




Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz